СЛОЖНЫЕ МЕТОДИКИ
Недостаток системы обучения в операционной в Великобритании заключается в том, что официальное обучение современным методикам проводится редко. Во многих центрах иьтуба- цию с помощью фибробронхоскопии и ретроградную методику интубации не применяют. Вполне очевидно, что в постоянном применении этих методик нет необходимости, и в большинстве случаев анестезиологи обходятся без них. Очень важно, однако, чтобы в крупных учебных центрах (институтах) студенты последних курсов и ординаторы полностью осваивали теоретические и практические основы этих методик.
Поскольку соответствующие трудные случаи встречаются довольно редко, а применение ретроградной методики интубации у «нормальных» больных неэтично, то «набить руку» довольно трудно. Эту проблему в значительной степени решают путем сочетания теоретических занятий, практики на трупах или манекенах и показа учебных фильмов. Методику обычно быстро и легко осваивают. С этической точки зрения вполне оппавдано использование этой методики у отдельных больных с предполагаемой очень трудной интубацией или у больных с ранее неудачной попыткой интубации.Методика интубации с помощью фибробронхоскопа более сложная и введение официальной программы обучения значительно способствовало бы улучшению техники ее выполнения. Разочарования, наступающие после первых неудачных попыток интубации, плохо составленная программа обучения и недостаточность средств на приобретение дорогостоящей аппаратуры — факторы, ограничивающие освоение этой методики интубации. Совершенно очевидно, что лишь небольшой процент клиницистов владеют методикой интубации с помощью фибробронхоскопии (см. табл. 22); существуют возможности для улучшения этой статистики. Важно помнить, что для поддержания высокой квалификации необходимо постоянно использовать эю оборудование.
НЕОБХОДИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПАРАМЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Несомненно, что методика интубации трахеи — важная составная часть обучения любого медицинского персонала. Однако вопрос о необходимости обучения этой методике парамеди- цинского персонала является спорным. Safar [2] считает, что -интубации следует обучать персонал отделений интенсивной терапии и определенную группу парамедицинского персонала. В Великобритании к этой группе относятся шоферы машин скорой помощи. Многие отделы здравоохранения организовали обучение групп сотрудников скорой помощи, которые, кроме основных мероприятий по поддержанию проходимости дыхательных путей, должны владеть техникой катетеризации вен и интубацией трахеи. Однако данных, подтверждающих эффективность такого обучения, пока нет.
В настоящее время имеется информация о результатах деятельности такого обученного персонала и выживаемости больных после остановки сердца во внебольничных условиях. Vertesi ,[10] сообщает об опыте работы парамедицинского персонала скорой помощи в течение свыше 27 мес. Из 227 больных с остановкой сердца, произошедшей за этот период, у 198 (87,2%) была лроизведена интубация трахеи. Из 58 больных (25,6%), доживших до госпитализации и поступивших в клинику, выписаны только 21 (9,25%). В результате этого эксперимента авторы пришли к выводу, что «внезапную смерть при заболеваниях -сердца в значительном проценте случаев можно предотвратить, «а рано начатая сердечно-легочная реанимация позволяет предупредить развитие ряда других нарушений». Таким образом, широкомасштабное обучение основам реанимации может значительно повысить процент благополучных исходов после остановки сердца [И]. Идеальным было бы сочетание обучения основам реанимации (вентиляции «изо рта в рот» и закрытый массаж сердца) широких слоев населения и создания небольших групп парамедицинского персонала, владеющего более сложными методами реанимации.
Свежие комментарии